/  Образование в Ханты-Мансийске  /  Общее образование  /  Диалоговая площадка "Семейное образование"

Задать интересующий Вас вопрос, поделиться мнением или опытом организации обучения ребенка в семейной форме можно в Telegram - канале  в группе "Диалоговая площадка по вопросам семейного образования" перейдя по ссылке: https://t.me/+9YZkaQXLS1hjMGYy

Задачи организации Диалоговой площадки:
1. Предоставление гражданам, получающим общее образование в форме семейного, академических прав на сопровождение в процессе обучения;
2. Предоставление гражданам, получающим общее образование в форме семейного, и их родителям консультационного сопровождения по вопросам нормативного законодательства в сфере образования;
3. Предоставление гражданам, получающим общее образование в форме семейного, и их родителям возможность зачисления в общеобразовательную организацию, имеющую государственную аккредитацию по основной общеобразовательной программе, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации;
4. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями актуальных вопросов порядка организации семейного образования.
Направления деятельности Диалоговой площадки:
1. Подготовка нормативной документации для организации деятельности и ведения диалоговой площадки.
2. Проведение семинаров для родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан, обучающихся в форме семейного образования.
3. Консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан, обучающихся в форме семейного образования по вопросу предоставления учебников обучающимся.
4. Социально-психологическое консультирование (законных представителей) несовершеннолетних граждан, обучающихся в форме семейного образования, по вопросу социализации детей.
5. Проведение семинаров по подготовке и проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, получающих семейное образование.
6. Психологическое консультирование детей, находящихся на семейном образовании, по развитию эмоционально-волевой сферы.
7. Организация стратегических сессий с родителями (законными представителями) несовершеннолетних граждан, обучающихся в форме семейного образования по определению перспективных направлений развития семейного образования.
8. Подготовка отчетной документации по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся, находящихся на семейном образовании.
9. Разработка образовательных маршрутов по обеспечению семейного образования в рамках сетевого взаимодействия согласно утвержденной форме.
10. Проведение консультаций учителями-предметниками по подготовке к прохождению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, находящихся на семейном образовании.


Семейное образование

Министерство Просвещения Российской Федерации приказом от 22.03.2021 № 115 утвердило  новый  Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам начального общего, основного общего,

среднего общего образования ​ (далее – Порядок), который вступил в силу 1 сентября 2021 года и  действует до 1 сентября 2027 года.

В новом Порядке многое осталось без изменений, но есть и ряд новелл, например, о порядке  перехода и организации получения образования в семейной форме обучения.

Что такое семейное обучение?

Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

Чем отличается от домашнего обучения. Есть три способа получать образование за стенами школы:

  • домашнее обучение;
  • семейное обучение;
  • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

Основания для перехода. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

  1. Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
  2. Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
  3. Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
  4. Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
  5. Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:

  1. Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
  2. Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
  3. У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
  4. Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
  5. Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
  6. Появляется возможность чаще путешествовать.
  7. Можно сэкономить на школьной форме, сборах в фонд класса и подарках учителям.

Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

В числе недостатков семейного обучения значатся также:

  1. Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
  2. Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
  3. Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
  4. Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.

Как организован процесс семейного обучения

Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе или привлекать репетиторов. 

На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

 Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов.

Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

Законодательство об аттестациях на семейном обучении

На семейном образовании необходимо обязательно проходить промежуточную аттестацию каждый год. Это регламентируется Федеральным законом об образовании, а также приказами Минпросвещения и Рособрнадзора. В соответствии с этими документами промежуточная аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса на каждом уровне образования, а также условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации.

Также важно учитывать, что по закону родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечивать получение детьми общего образования. У ребёнка, который не проходит промежуточные аттестации, отсутствует подтверждение освоения образовательной программы. Из этого следует, что родитель, не организующий промежуточную аттестацию ребёнка, не выполняет свои обязанности, предусмотренные законом.

Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.  

Как перейти на семейную форму обучения

Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска по установленной форме  в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, котором планируется переход на семейное образование.

Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Уведомить Департамент  образования о желании сменить форму обучения на семейную.
  2. Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
  3. Написать заявление об отчислении из школы на имя директора. 
  4. Родители  заключают договор  со школой для сдачи аттестаций. 

Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). 

Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).   Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

Нюансы перехода на семейное обучение

Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Могут ли отказать в переходе на семейное обучение. Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

Если ребенок только идет в первый класс. Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования.


Компенсация за семенное обучение: платят ли родителям зарплату

В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению.

По вопросом семейного образования можно обратиться на телефон "Горячей линии"​ +7 (3467) 32-83 -80, доб. 212​ , с 9.00 - 12.45 и 14.00 до 17.15 (понедельник-пятница)

Задать интересующий Вас вопрос, поделиться мнением или опытом организации обучения ребенка в семейной форме можно в Telegram - канале  в группе "Диалоговая площадка по вопросам семейного образования" перейдя по ссылке: https://t.me/+9YZkaQXLS1hjMGYy


ДОКУМЕНТЫ:​

​Отчет о деятельности Диалоговой площадки за 2023-2024 учебный год

​Отчет о деятельности Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования за 2023 год.

Отчет о деятельности Диалоговой площадки для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования 2023 год.


​​Памятка "О переходе на семейную форму обучения" и "О промежуточной аттестации"

​Рекомендации родителям (законным представителям)

Приказ Департамента образования Администрации города Ханты - Мансийска от 06.06.2023 №510 "Об утверждении положения об организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования) на территории города Ханты-Мансийска​"


​Приказ Департамента образования Администрации горда Ханты-Мансийска от 30.01.2023 №46 "Об организации деятельности Центра семейного образования" + Положение+План работы+Телефоны горячей линии


ПЛАН РАБОТЫ по организации деятельности диалоговой площадки «Семейное образование» Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска


​Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2023 № 10-П-1063 "Об утверждении рекомендаций по организации освоения обучающимися основных общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры"

​​

​Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 20.12.2022 № 947 "Об организации сопровождения родителей, обучающих детей в форме семейного образования"


​Приказ Департамента образования и науки ХМАО - Югры от 21.12.2022 № 10-П-2964 "Об утверждении перечня Центров методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, перечня диалоговых площадок для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданных на базе органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих управление в сфере образования"


​Приказ Департамента образования и науки ХМАО - Югры от 23.12.2022 10-П-3034​ "О создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выбравших форму семейного образования" ​


​Приказ Министерство Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115​ "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации ​от 15.11. 2013 № НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме"


Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" ob-obrazovanii-v-rf-273-fz-ot-29122012.pdf


Бланк уведомления: semeynoe-obrazovanie.docx