/  Механизмы управления качеством образования  /  Механизмы управления качеством образовательных результатов  /  Система оценки качества подготовки обучающихся  /  Цели системы оценки качества подготовки обучающихся

Обоснование цели:

Согласно ФГОС результаты школьного образования описываются в совокупности трёх составляющих:

  • предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета и на межпредметном уровне;
  • оценку владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ начального общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
  • метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные умения) – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
  • личностные результаты – совокупность ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту.

На уровне начального общего образования основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования на следующем уровне; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

Оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) включает следующие мероприятия:-диагностику достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД);

Оценка результатов освоения обучающимися ООП НОО проводится через процедуры внешней и внутренней оценки качества образования.

На основании анализа ФГОС НОО, ООП НОО, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин разработаны программы поэтапного формирования УУД каждого блока, определена и апробируется наиболее целесообразная последовательность логики формирования УУД.

Анализ результатов оценочных процедур (ВПР) позволил определить уровень подготовки обучающихся по учебным предметам, а также выявить затруднения по учебным предметам для последующей организации деятельности по соверщенствованию методики преподавания учебных предметов, для развития муниципальной системы образования.

На уровне основного общего образования основными результатами образования у обучающихся являются сформированные умения применять полученные знания в жизненных ситуациях и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Оценка метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО включает следующие мероприятия:

  • осуществление диагностики достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности УУД;
  • оценка владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО).

Результаты оценочных процедур разного уровня (ВПР, РДР, ОГЭ,ГВЭ) могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по учебным предметам, для соверщенствования методики преподавания учебных предметов, для развития муниципальной системы образования.

Обучение на уровне среднего общего образования ориентировано на профильную подготовку обучающихся к получению профессионального образования, поэтому одним из ведущих направлений деятельности образовательных организаций является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальной образовательной траектории.

Оценка метапредметных и предметных результатов освоения ООП СОО включает следующие мероприятия:

  • осуществление диагностики достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности УУД;
  • оценка владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ среднего общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО).

Результаты оценочных процедур разного уровня (ВПР, РДР, ЕГЭ,ГВЭ) могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по учебным предметам, для соверщенствования методики преподавания учебных предметов, для развития муниципальной системы образования.

Результаты оценочных процедур детально анализируются, выявляются проблемные зоны (образовательные дефициты) в подготовке обучающихся, принимаются меры, управленческие решения по нивелированию дефицитов и повышению качества образования. Но динамика улучшения образовательных результатов обучающихся города Ханты-Мансийска не стабильна, а эффективность принимаемых мер зачастую не всегда отвечает поставленным целям, что подтвердилось результатами основного периода ОГЭ 2021 года (ОГЭ по русскому языку не сдали 23 выпускника 9-х классов, ОГЭ по математике не сдали 173 выпускника 9-х классов).

Развитие функциональной грамотности позволит формировать у обучающихся способности применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, быть успешными и конкурентноспособными, обеспечивающими полноценное функционирование человека в современном обществе. Поэтому вопрос достижения обучающимися планируемых образовательных результатов (предметных и метапредметных) освоения образовательных программ на каждом уровне общего образования (начальном общем, основном общем и среднем общем образовании) и их положительная динамика является основной задачей школьного образования.

Обеспечение объективности результатов является основным принципом при проведении оценочных процедур и проверки работ участников оценочных процедур, что позволяет получить реальные и объективные результаты, а, в дальнейшем, принять адекватные и действенные меры, управленческие решения по повышению качества образования.

Цели:

  • на уровне начального общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования на следующем уровне; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

  • на уровне основного общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

На уровне основного общего образования основными результатами образования у обучающихся являются сформированные умения применять полученные знания в жизненных ситуациях и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

  • на уровне среднего общего образования – объективная оценка достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Обучение на уровне среднего общего образования ориентировано на профильную подготовку обучающихся к получению профессионального образования, поэтому одним из ведущих направлений деятельности образовательных организаций является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальной образовательной траектории.

Получение объективной оценки уровня формирования у обучающихся общеобразовательных организаций города Ханты-Мансийска функциональной грамотности, а именно:

  • способности проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира (математическая грамотность);
  • способности применять полученную в процессе чтения информацию в различных ситуациях, находить, анализировать и интерпретировать ее (читательская грамотность);
  • способности применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях (естественнонаучная грамотность);
  • способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды (финансовая грамотность);
  • способности продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения (креативное мышление);
  • глобальной компетенции, как сочетания знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых обучающимися при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений);
  • на всех уровнях общего образования – обеспечение объективности образовательных результатов, процедур оценки качества образования и Всероссийской олимпиады школьников.

Задачи системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Ханты-Мансийска:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых образовательных программ: предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - OB3) по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  •   выявление уровня сформированности у обучающихся всех видов функциональной грамотности, в том числе с использованием информационного ресурса проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» (http://skiv.instrao.ru);
  •  выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся;
  • повышение уровня образовательных результатов обучающихся на основе ранее проведенного анализа результатов различных оценочных процедур (федерального, регионального, муниципального уровня, уровня образовательной организации, международных сопоставительных исследований в сфере образования);
  •  получение достоверной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций города Ханты-Мансийска путем обеспечения объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников как на этапе проведения, так и на этапе проверки работ, а именно:
  • организация общественного наблюдения при проведении оценочных процедур, мониторинговых исследований в общеобразовательных организациях города Ханты-Мансийска, всероссийской олимпиады школьников;
  • осуществление контроля за соблюдением порядка (регламентов) проведения процедур оценки качества образования, всероссийской олимпиады школьников, соблюдением мер информационной безопасности, исключением конфликта интересов в отношении работников, привлекаемых к проведению процедур оценки качества и всероссийской олимпиады школьников;
  •  выявление необъективных результатов и проведение профилактической работы по недопущению необъективности в оценивании;
  • формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

Представленные цели и задачи позволяют в совокупности объективно оценивать уровень достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учетом федеральных тенденций развития образования, потребностей региона, включающей оценку метапредметных результатов и функциональной грамотности обучающихся.