"
Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта педагога-наставника
В соответствии с перечнем поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам встречи с жителями города Сургута от 05.10.2019 для общественного обсуждения представляем проект регионального стандарта деятельности педагога-наставника. Предложения в проект направлять в отдел общего образования на адрес электронной почты: AdamovaAV@admhmao.ru, в срок до 22.11.2019.
Проект профессионального стандарта педагога-наставника
1. Общее положение
Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных),направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.
Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.
2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для:
- ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
- формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности;
- ускорения накопления ими профессионального опыта;
- осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития;
- освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.
3. Функции педагога-наставника
3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:
- адаптационная
- консультационная
- контрольно-оценочная
- аналитическая
- координационная
- развивающая
3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин.
3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности,формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений.
3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:
- мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;
- мониторинг реализации планов саморазвития подопечных.
3.5. Реализация аналитической функции направлена на:
- выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними;
- установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами.
процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно -педагогической деятельностью коллектива учреждения.
3.7. Реализация развивающей функции направлена на:
- формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;
- совместную разработку с подопечными планов их саморазвития;
- помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.
4. Действия педагога-наставника при реализации его функций
Реализуемая функция | Выполняемые действия |
Адаптационная | Изучение личного дела подопечного |
Проведение беседы с подопечным с целью выявления его психологических особенностей, ожиданий, самооценки. | |
Ознакомление подопечных с образовательным учреждением, его нормативно-правовой и материально технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений. | |
Ознакомление подопечных с педагогическим коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами взаимоотношений в коллективе | |
Содействие в создании необходимых условий для работы подопечных | |
Анализ процесса адаптации подопечных в образовательной организации, выявление затруднений в адаптации подопечных и разработка предложений руководству образовательной организации по ее улучшению | |
Консультационная | Консультирование подопечных по вопросам ведения учебной документации |
Оказание помощи подопечным в разработке тематических и поурочных планов | |
Сопровождение подготовки подопечных к занятиям, оказание помощи в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий | |
Посещение занятий, проводимых подопечными, их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных недостатков | |
Разбор совместно с подопечными проблемных ситуаций и способов их разрешения | |
Консультирование подопечных по вопросам работы с родителями или замещающими их лицами | |
Консультирование подопечных по вопросам работы с детьми с девиантным поведением | |
Консультирование подопечных по вопросам работы с отстающими детьми | |
Анализ процесса становления профессионального мастерства подопечных, выявление затруднений в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения. | |
Контрольно-оценочная | Мониторинг реализации подопечными тематического плана |
Контроль реализации подопечными планов проведения занятий | |
Оценка взаимодействия подопечных с учащимися в ходе проведения занятий | |
Совместная с подопечными оценка проведенных им занятий | |
Совместная оценка с подопечными результатов освоения учащимися учебной программы | |
Контроль и оценка проведения подопечными внеклассных мероприятий | |
Контроль и оценка взаимодействия подопечных с родителями или замещающими их лицами | |
Аналитическая | Детальный разбор предметно-практической деятельности подопечных в процессе реализации образовательных программ |
Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической деятельности | |
Выделение и систематизация ошибок в деятельности подопечных и их детальный разбор | |
Выделение способов устранения и исправления ошибок | |
Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности | |
Координационная | Синхронизация действий подопечных и их коллег при разработке образовательных программ |
Содействие деятельности подопечных при реализации образовательной программы | |
| Содействие включению подопечных в единый образовательных процесс организации |
Развивающая | Анализ недостатков в уровне подготовки подопечных к профессиональной деятельности |
Оказание помощи в осмыслении подопечными актуальных потребностей своего профессионального развития | |
Совместная разработка с подопечными планов их саморазвития | |
Разработка рекомендаций подопечным по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности | |
Обучение подопечных методам педагогической деятельности | |
Анализ процесса развития подопечных как субъектов образовательной деятельности | |
Оказание помощи подопечным в анализе своего развития |
5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы)
5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:
- требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;
- факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;
- основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;
5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:
- планировать наставническую деятельность;
- вести эффективную коммуникацию с подопечными;
- адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности;
- прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;
- консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;
- оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
- контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию;
готовить отчеты о своей наставнической деятельности