Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта педагога-наставника

18 ноября

В соответствии с перечнем поручений Губернатора  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам встречи  с жителями города Сургута от 05.10.2019 для общественного  обсуждения представляем  проект регионального стандарта деятельности педагога-наставника. Предложения в проект направлять в отдел общего образования на адрес электронной почты: AdamovaAV@admhmao.ru, в срок до 22.11.2019.

Проект профессионального стандарта педагога-наставника

1. Общее положение

Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных),направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.

Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.

2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для:

  • ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
  • формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности;
  • ускорения накопления ими профессионального опыта;
  • осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития;
  • освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.

3. Функции педагога-наставника

3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:

  • адаптационная
  • консультационная
  • контрольно-оценочная
  • аналитическая
  • координационная
  • развивающая

3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин.

3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности,формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений.

3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:

  • мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;
  • мониторинг реализации планов саморазвития подопечных.

3.5. Реализация аналитической функции направлена на:

  • выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними;
  • установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами.
3.6. Реализация координационной функции призвана содействовать координации деятельности педагогов в
процессе разработки и реализации образовательных программ с образовательно -педагогической деятельностью коллектива учреждения.



3.7. Реализация развивающей функции направлена на:    

  • ​формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;
  • совместную разработку с подопечными планов их саморазвития;
  • помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.

4. Действия педагога-наставника при реализации его функций

Реализуемая функция

Выполняемые действия

Адаптационная

Изучение личного дела подопечного

Проведение беседы с подопечным с целью выявления его психологических особенностей, ожиданий, самооценки.

Ознакомление подопечных с образовательным учреждением, его нормативно-правовой и материально технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.

Ознакомление подопечных с педагогическим коллективом, традициями образовательного учреждения, неформальными нормами взаимоотношений в коллективе

Содействие в создании необходимых условий для работы подопечных

Анализ процесса адаптации подопечных в образовательной организации, выявление затруднений в адаптации подопечных и разработка предложений руководству образовательной организации по ее улучшению

Консультационная

Консультирование подопечных по вопросам ведения учебной документации

Оказание помощи подопечным в разработке тематических и поурочных планов

Сопровождение подготовки подопечных к занятиям, оказание помощи в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий

Посещение занятий, проводимых подопечными, их обсуждение и совместная разработка способов устранения выявленных недостатков

Разбор совместно с подопечными проблемных ситуаций и способов их разрешения

Консультирование подопечных по вопросам работы с родителями или замещающими их лицами

Консультирование подопечных по вопросам работы с детьми с девиантным поведением

Консультирование подопечных по вопросам работы с отстающими детьми

Анализ процесса становления профессионального мастерства подопечных, выявление затруднений в накоплении им опыта профессиональной деятельности, их причин и разработка способов их устранения.

Контрольно-оценочная

Мониторинг реализации подопечными тематического плана

Контроль реализации подопечными планов проведения занятий

Оценка взаимодействия подопечных с учащимися в ходе проведения занятий

Совместная с подопечными оценка проведенных им занятий

Совместная оценка с подопечными результатов освоения учащимися учебной программы

Контроль и оценка проведения подопечными внеклассных мероприятий

Контроль и оценка взаимодействия подопечных с родителями или замещающими их лицами

Аналитическая

Детальный разбор предметно-практической деятельности подопечных в процессе реализации образовательных программ

Выделение и систематизация успешных практик предметно-практической деятельности

Выделение и систематизация ошибок в деятельности подопечных и их детальный разбор

Выделение способов устранения и исправления ошибок

Совместная разработка способов действий к избеганию ошибок в предметно-практической деятельности

Координационная

Синхронизация действий подопечных и их коллег при разработке образовательных программ

Содействие деятельности подопечных при реализации образовательной программы


Содействие включению подопечных в единый образовательных процесс организации

Развивающая

Анализ недостатков в уровне подготовки подопечных к профессиональной деятельности

Оказание помощи в осмыслении подопечными актуальных потребностей своего профессионального развития

Совместная разработка с подопечными планов их саморазвития

Разработка рекомендаций подопечным по улучшению их теоретической подготовки и освоению новых методов профессиональной деятельности

Обучение подопечных методам педагогической деятельности

Анализ процесса развития подопечных как субъектов образовательной деятельности

Оказание помощи подопечным в анализе своего развития

5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы)

5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:

  • требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;
  • факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
  • основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
  • основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;
  • основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;

5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:

  • планировать наставническую деятельность;
  • вести эффективную коммуникацию с подопечными;
  • адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности;
  • прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;
  • консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;
  • оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
  • контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию;

готовить отчеты о своей наставнической деятельности