/  Механизмы управления качеством образования  /  Механизмы управления качеством образовательной деятельности  /  Система мониторинга качества дошкольного образования  /  Показатели дошкольного образования  /  Показатель 3. Качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда, психолого-педагогические условия)

Показатель 3. Качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда, психолого-педагогические условия)


Качество образовательных условий дошкольного образования определяется по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда и психолого-педагогические условия. Оценка и отслеживание данных составляющих образовательных условий позволяют прогнозировать развитие региональной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения в области кадровой политики, развития системы методической поддержки и оснащенности образовательных организаций.


Показатели (индикаторы):

3.1. Кадровые условия.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:

- доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО, в том числе:

- обеспеченность ДОО педагогическими кадрами и учебно- вспомогательным персоналом;

- доля педагогических работников с высшим образованием (по профилю деятельности);

- доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию по результатам аттестации;

- доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года.


Оценка и отслеживание динамики обеспеченности ДОО педагогическими кадрами позволяет прогнозировать качество дошкольного образования, т.к. именно педагоги являются его ключевым ресурсом. Приближение доли работающих в ДОО педагогов к 100% относительно количества педагогов, предусмотренных штатными расписаниям ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в регионе, признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80 % и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в региональную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности педагогической деятельности в ДОО.


Качество дошкольного образования во многом зависит и от обеспеченности ДОО учебно-вспомогательным персоналом, т.к. реализация программы дошкольного образования предполагает включенность в этот процесс младших воспитателей, которые относятся к учебно - вспомогательному персоналу, кроме того, если эти должности остаются вакантными, то их обязанности делегируются педагогом, что снижает качество дошкольного образования. Приближение доли работающих в ДОО младших воспитателей к 100% относительно количества персонала, предусмотренного штатными расписаниями ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в регионе, признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80% и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в региональную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности деятельности учебно-вспомогательного персонала в ДОО.


Значительное влияние на качество дошкольного образования оказывает наличие у педагогов высшего образования (по профилю деятельности) и своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителями ДОО. Оценка и отслеживание динамики этих показателей позволяет прогнозировать изменение качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих высшее профильное образование, увеличение доли педагогов и руководителей ДОО, своевременно получающих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации), будет способствовать повышению, а сохранение или уменьшение - снижению качества дошкольного образования. Выявленная тенденция становится основой для принятия управленческих решений по сохранению или изменению деятельности, направленной на мотивирование педагогов ДОО получать высшее (профильное) образование, созданию организационных условий для своевременного получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), определению необходимости увеличения количества бюджетных мест в вузах, реализующих программы высшего (профильного) образования.


Аттестация педагогических работников является одним из механизмов, стимулирующих качество образовательной деятельности. Присвоение первой или высшей квалификационной категории педагогам выступает одним из индикаторов качества образования. Оценка и отслеживание динамики доли педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию, позволяет делать выводы об изменениях качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, является одним из признаков его повышения, а уменьшение - снижения качества дошкольного образования.


3.2. Развивающая предметно-пространственная среда.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее - РППС) в ДОО, оцениваются ее соответствие пунктом 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования, они же и являются показателям (индикаторами):

- содержательная насыщенность среды;

- полифункциональность материалов;

- трансформируемость пространства;

- доступность среды;

- вариативность среды;

- безопасность развивающей предметно-пространственной среды.


Полностью подтвержденным показатель «Содержательная насыщенность среды» оценивается при условии, если образовательное пространство ДОО и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают (в соответствии со спецификой программы):


• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);


• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;


• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;


• возможность самовыражения детей.


Полностью подтвержденным показатель «Трансформируемость пространства» оценивается при условии, если существует возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


Полностью подтвержденным показатель «Полифункциональность материалов» оценивается при условии, если:


• существует возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• в помещениях возрастных групп и на участке ДОО имеются полифункциональные (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).


Полностью подтвержденным показатель «Вариативность среды» оценивается при условии, если:


• в помещениях и на участке ДОО имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;


• обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.


• Полностью подтвержденным показатель «Доступность среды» оценивается при условии, если:


• обеспечивается доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при их наличии в ДОО), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;


• имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов (при их наличии в ДОО), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;


• обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования.


Полностью подтвержденным показатель «Безопасность развивающей предметно-пространственной среды» оценивается при условии, если все элементы РППС обеспечивают надежность и безопасность (физическую и психологическую) их использования.


При оценке РППС важно руководствоваться положением пункта 3.3.5 ФГОС ДО о том, что ДОО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.


При неполном соответствии РППС требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в оснащении РППС или развитии профессиональных компетентностей педагогов, обеспечивающих использование возможностей РППС в образовательной деятельности.


3.3. Психолого-педагогические условия.

Показатели (индикаторы):

- доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО. В качестве компонентов муниципального показателя, характеризующих психолого - педагогические условия в ДОО, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО.


В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;


• поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;


• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;


• защита детей от всех форм физического и психического насилия;


• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.


Полностью подтвержденным показатель оценивается, если педагоги по всем составляющим данного показателя верно осуществляют воспитательно-образовательный процесс. Так, составляющий компонент «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки» учитывается, если педагог при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настроению, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям (а не к личности). Полностью подтвержденным составляющий компонент «Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности» оценивается при условии, если педагоги проявляют уважение ко всем детям, обращают внимание детей на эмоциональное состояние друг друга, обучают способам взаимодействия, в том числе способам решения конфликтов.


Полностью подтвержденным составляющий компонент «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» оценивается при условии, если педагоги оказывают не директивную помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.


Полностью подтвержденным составляющий компонент «Защита детей от всех форм физического и психического насилия» оценивается при условии, если дети находятся в поле зрения педагогов, педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей, в ДОО осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.


Полностью подтвержденным составляющий компонент «Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья» оценивается при условии, если педагог оказывает поддержку родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья в различных формах взаимодействия.


При неполном соответствии психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в деятельность ДОО, а также какие меры и мероприятия могут улучшить качество психолого-педагогических условий, например: создание условий для развития необходимых профессиональных компетентностей педагогов с помощью совершенствования методической работы в ДОО, муниципалитете или направление педагогов на обучения по программам дополнительного профессионального образования, разработки и реализации программы по профилактике профессионального выгорания педагогов и т.п.