"
В кружки и секции – бесплатно
В Ханты-Мансийском автономном огруге-Югре, как и во всех российских регионах будет опробована новая модель
дополнительного образования. Социальный сертификат даёт возможность посещать
платные кружки за счёт бюджета. Сумму, которую ребёнок сможет потратить на своё
увлечение определяет каждый муниципалитет и даже внутри нашего региона цифры
отличаются существенно. Итак, давайте разбираться что же это за подарок такой и
как им воспользоваться? На вопросы отвечала директор Департамента образования
Администрации города Ханты-Мансийска Тыщенко Ольга Григорьевна.
Летом, когда активно шло знакомство с новой системой социальных
сертификатов была информация, что выбрать кружок нужно до 15 сентября это
актуально? Ежегодно идет зачисление детей в
образовательные организации на программы доп. образования с конца августа.
Проходят Дни открытых дверей и дети записываются, примерно, до 15 сентября, происходит
формирование групп. В этом году придерживались такого же плана, но если дети
выберут программы позже и будут свободные места, то никто не запрещает
записаться в кружок или секцию позже. То есть никто не остается за бортом? Если
ребенок не определился с выбором или передумал ходить в старую секцию и пошёл в
новую, это право остаётся в течение всего года. В целом про проект. Это какая-то апробация, пилот? Если говорить про предысторию, в 2020
году вышел в федеральный закон №189 о муниципальном социальном заказе. Эта
история называется муниципальный (государственный) социальный заказ. Это такой
механизм, который позволяет прозрачно сформировать определённое задание и
включить туда определенный спектр услуг. С 2023 года в социальный заказ вошло
дополнительное образование. Вообще количество детей, категории этих детей как-то ограничены в плане социального
заказа? Они ограничены возрастной категорией -
это дети с 5 до 18 лет. Если если быть точным, то до 17 лет включительно
ребёнок может получить социальный сертификат. Сертификат выдаётся один раз до
достижения восемнадцатилетия и ежегодно он пополняется своим номиналом. В настоящее
время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования. К
2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте
от 5 до 18 лет. Это огромная цифра, при
этом этого всё равно недостаточно? Задача какая? 100% охват? У нас есть концепция развития дополнительного
образования, там установлены показатели до 2030 года. 80% - это уверенный
показатель, но мы понимаем, что остаются дети неохваченные дополнительным
образованием, которые не дошли, либо не могут себя найти в том или ином
направлении и собственно вся наша деятельность она направлена на то, чтобы
найти этих детей и дать им дополнительную возможность прийти в кружок или
секцию, выбрать для себя то или иное направление и найти себя. Если образование - это такой фундамент,
то дополнительное образование - это кирпичики из которых дети находят себя и
возводят здание своего профессионализма. То есть задача доохватить? Или всё-таки, например, часть детей, которые
возможно платно занимаются могут воспользоваться сертификатом и продолжить
заниматься в этом же кружке, в этой же секции, но уже бесплатно? Это
и задача доохватить и задача расширить те возможности, которые были до 2023
года. Если говорить в целом о системе дополнительного образования, то
существовало два привычных понятия: это платные программы и бесплатные. Мы
понимаем, что платные оплачиваются за счёт родителей, но бесплатные они тоже
оплачиваются, но только за счёт государства. С 2023 года как раз социальный заказ и
социальный сертификат даёт третье направление: программы доступные по
сертификату. Сертификат можно потратить как в государственных, муниципальных
учреждениях, так и в частных. И тут важно сказать о том, что не все организации, которые работают в сфере
доп. образования попали в этот список по которому можно воспользоваться
социальным сертификатом. С введением социального заказа существуют
определённые условия на образовательные организации. В социальный заказ не вошли
программы предпрофессионального и профессионального образования. Это касается
спорта и музыкальные школы. Там предпрофессиональные программы, они многогодичные,
длительные и социальный заказ и социальной сертификат на эти программы не
распространяется, там как было муниципальное задание как было всё бесплатно,
так и остаётся. В списке организаций по городу Ханты-Мансийску находятся и муниципальные
организации, и частные. По каким критериям они вошли в тот список? Давайте поговорим еще об одном параллельном
проекте, это - Целевая модель. ХМАО входит в целевую модель. Это проект национального проекта
«Образование» Федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Целевая модель ставит перед собой три
направления: первое направление - это социальный заказ, то есть формирование
социального заказа и выдача социальных сертификатов, второе направление - это
внедрение в каждом регионе региональных навигаторов и у нас в регионе этот
навигатор внедрен и третье направление, это модернизация программ и обучение
педагогов. Это всё называется Целевая модель. Если говорить о двух направлениях: о социальном заказе и о навигаторе, то навигатор дополнительного образования - это информационная система, куда любая образовательная организация может подать заявку, разместить свои программы. Те образовательные организации, в том числе частные, кто хотел попасть навигатор, туда вошли. На данный момент это _ муниципальных, _ частных образовательных организации города Ханты-Мансийска. У частных образовательных организаций
так же остаётся возможность поучаствовать в социальном заказе Расшифруйте нам, социальный заказ - это желание родителей и детей
заниматься чем-то? Социальный заказ - это объём средств,
объём услуг, и, если говорить о дополнительном образовании, человекочасов,
которые государство финансируют и этот объём распределён между образовательными
организациями, а выбор остаётся за ребёнком. Если говорить по-простому, то дети
сейчас голосуют за ту или иную организацию или программу тем самым сертификатом. Социальный заказ формирует каждый муниципалитет
и у каждого муниципалитета свой социальный заказ по объёму, по финансовому
наполнению и от социального заказа зависит номинал социального сертификата. Он точно
так же в каждом муниципалитете разный по номиналу, по объёму и по сумме. Не востребованные организации всё равно останутся? Если мы говорим о муниципальных
образовательных организациях, то у них остаётся два направления: это
муниципальное задание и вот сейчас это
социальный сертификат. Если какие-то программы по социальному сертификату будут
не востребованы, то на следующий финансовый период, а он равен календарному году,
образовательная организация может эти программы не включать в социальный заказ,
а увести их на муниципальное задание. Либо пересмотреть подход к этой программе,
сделать её интереснее, насыщеннее и попробовать ещё раз войти в социальный
заказ именно по социальному сертификату. Выбор остаётся за образовательной организацией
и за муниципалитетом.
Перейдем к номиналу этого социального сертификата. Как он формируется и
почему в разных муниципалитетах он разный? Почему отличаются объёмы социальных
заказов и номиналы социальных сертификатов.
В расчёт социально заказа входит несколько параметров: это нормативные
затраты (они в каждом муниципалитете разные и утверждаются ежегодно), это
количество детей, проживающих в муниципалитете, количество образовательных
организаций и программ. Совокупность этих критериев даёт объём социального
заказа и отсюда вытекает номинал сертификата. В этом году номинал небольшой. Но мы
понимаем, что первый финансовый период с сентября по декабрь, это определённый
апробационный период. Мы увидим недоработки, отклонения, проведём работу, и ситуация
выровняется. Параллельно в несколько секций можно ходить, если позволяет номинал
сертификата? Как была возможность у детей раньше
записаться на платную программу и на бесплатную, доступную по муниципальному
заданию, точно так же и сейчас ребёнок может выбрать платную программу,
бесплатную и программу, доступную по сертификату. Ребёнок может выбрать две
программы, доступные по сертификату. То есть право ребёнка только расширилось. А какие-то мероприятия вроде мастер-классов? Сегодня они очень популярны и
это возможность попробовать много всего разного. Они доступны по социальному
сертификату? Да, опять-таки каждый муниципалитет и каждый
образовательная организация определяет те программы, которые войдут по
социальному сертификату. Образовательные организации отслеживают
востребованность тех или иных программ, заинтересованность детей и они создают
для детей краткосрочные программы, доступные по сертификату. Это небольшая
программа, чтобы ребёнок мог попробовать себя. Например, есть робототехника, но
не понимал ребёнок надо это ему, не надо, стоит ли записываться. А здесь есть краткосрочная
программа, демоверсия, и за неё не надо
будет платить денег, можно будет потратить сертификат. Есть вторая ситуация, когда есть очень
востребованная программа, например, танцы. Туда выстраивалась очередь и дети не
могли записаться. Образовательная организация может принять решение - набрать
ещё одну группу по этой программе по сертификату. Часть детей будет ходить по
муниципальному заданию, а часть детей пойдёт на
эти же танцы по сертификату. Это уже от образовательной организации зависит. |